понедельник, 28 декабря 2015 г.

Стамбул. Церковь Хора, церковь Паммакаристы, мечети.


Одно из ярких стамбульских впечатлений - Карие Музей (Kariye Müzesi),
или Византийская церковь Христа Спасителя в Полях при монастыре Хора,
построенная за пределами Константинополя. («хора» греч. - "поле").


По названию можно догадаться, что храм находится далеко от центра города,
правда сейчас уже не в полях,))) а среди улочек обычного жилого квартала.


Снаружи здание не сфотографировала, его закрывали строительные леса.
Главное, ради чего сюда едут - прекрасно сохранившиеся убранство залов.


Христианская церковь на этом месте существовала издавна, с V, или даже со II века.
Здание часто достраивали, расширяли, восстанавливали после землетрясений.


При власти Палеологов в 1315-21 гг. церковь вновь перестроили и дополнили
великолепными мозаиками и фресками, которые сохранились до наших дней.


Внутреннее пространство оказывается намного больше, чем выглядит снаружи.
Мы посмотрели три галереи - наружный и внутренний нартексы и пристройку.
Центральный зал со знаменитой мозаикой "Усыпение Богородицы" был закрыт.


Пристройка - погребальная капелла, сюжеты фресок - "Страшный суд",
"Сошествие во ад", в росписях преобладают холодные темные оттенки.


Роспись купола капеллы. Богоматерь с младенцем в окружении ангелов.
В изображениях отражено двойное посвящение церкви - Христу и Богоматери.


В центре купола внутреннего вестибюля (нартекса) мягко светятся золотом
мозаичный медальон с изображением Христа Пантократора (Вседержителя)
и его ветхозаветных предков от Адама до Иакова и сыновей Иакова.


В той же галерее, На другом куполе нартекса мозаичное изображение
Богородицы с младенцем в окружении фигур шестнадцати царей пророков.


Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), или музей Фетхие -
тоже относится к эпохе правления Палеологов, последней династии Византии.


Здание датируется VII - XII вв. После падения Константинополя
в церковь была перенесена кафедра патриарха Константинопольского.


Архитектурный памятник находится сравнительно недалеко от Карие музея,
но туристы здесь редкие гости. Древние стены, своды, мозаики и тишина.
Какое-то время мы были единственными посетителями византийского чуда.


И это удивительно, ведь мозаики ХIV века в храме Богородицы Паммакаристы
по своей площади уступают лишь Айя-Софии и церкви при монастыре Хора.


Интерьеры светлые и достаточно компактные, в высоту больше, чем в ширину.
Пареклезий (пристройка) — южный придел храма, посвященый Иисусу Христу.


Пристройка имеет крестообразную планировку, аккуратный купол,
который поддерживают четыре колонны с ажурными капителями.


Мозаика купола - Иисус-Пантократор в окружении двенадцати пророков
Ветхого Завета, в руках у каждого свиток с цитатой из его писаний.


На медальоне изображен основатель отшельничества Св. Антоний.
Сейчас в основной части здания действующая мечеть Фетхие,
мозаики там не сохранились. А в южной пристройке открыт музей.


Мечеть Фатих или мечеть Завоевателя (Fatih Camii), 1767 г.
- одна из больших мечетей Стамбула, расположенная в районе Фатих.
Мечеть построили на месте византийского храма Святых Апостолов.


Купол мечети Фатих, установленный на четырех массивных колоннах,
один из самых больших в Стамбуле, его диаметр — 26 м, высота 50 м.


В убранстве интерьера чувствуется влияние европейского барокко.
Скромная белая плитка мечети явно уступает изникским изразцам.


Мечеть Шахзаде Мехмета (Şehzade Camii), сына султана Сулеймана.
1548 год. Одно из первых крупных творений архитектора Синана.
Всюду царит строгая симметрия. В основе планировки - квадрат.


Купол мечети 18,5 м. Есть окружают четыре малых полукупола,
а те в свою очередь поддерживаются еще тремя полукуполами.


Таким элегантным способом Синан увеличивает пространство мечети,
значительно превосходящее диаметр основного купола.


Говорят, что под полом мечети был спроектирован бассейн,
благодаря которому летом здесь прохладно, а зимой тепло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий