понедельник, 14 сентября 2015 г.

Каппадокия. Скрытые жемчужины

В километре от Гёреме, рядом со знаменитым Open Air музеем
есть еще церкви: все они скальные, византийские, им под тысячу лет.
А в остальном они значительно отличаются друг от друга -
планировкой, размером и, конечно же, настенными росписями.


Церковь Айналы (Aynalı Kilise), в переводе с турецкого Зеркальная.
За двухэтажным фасадом скрыт монастырский комплекс XI века,


состоящий из храма, голубятни и ряда жилых помещений,
расположенных на разных уровнях и соединенных лазами.


Смотритель церкви не только продает входные билеты,
но и бесплатно снабжает туристов фонариками на время осмотра.


Просторная голубятня с ячейками-кормушками для птиц,
справа - тесный и постоянно сужающийся лаз,


в его кромешной темноте здорово выручает фонарик.
Для передвижения годится разве что "ходьба гуськом",
да и то рюкзак постоянно цепляется за "потолок")))


Церковь без фресок, с аскетичным декором времен иконоборцев.
Название "Зеркальная" дано за удивительную симметрию зала.
Не забывайте, все эти своды и колонны вырублены в скалах.


Церковь Эль Назар (El Nazar Kilisesi) - что означает "дурной глаз".
Историю происхождения названия узнать не удалось. Известно, что церковь
создана во второй половине Х века, в поздний византийский период.


В этом конусе отдельно стоящей скалы и скрывается храм.
Вход платный. Если железная дверь окажется закрытой,


найдите в сторожке смотрителя. Он славный))) Угостил чаем,
дал нам ключи от другой, "Тайной" церкви и указал путь к ней.
О ней чуть позже. А пока о внутреннем убранстве Эль Назар.


Венчает интерьер церкви внутренний купол, покрытый фресками -
изображен Христос Пантакратор в окружении святых и апостолов.


Церковь долго реставрировали и открыли для посещения в 1999 году.
Фрески сохранились частично, в основном на своде и верхней части стен.


Уцелевшая живопись отличается многоцветием и мастерством исполнения.


Церковь Саклы (Saklı Kilise), что по-турецки значит "Тайная, скрытая".
Очень точное название! Церковь веками оставалась незамеченной.
Расположена на склоне скал, а вход видно если подойти вплотную.


Такой завораживающий вид открывается с обрыва порога Саклы.


Найти затерянную в скалах тысячелетнюю церковь,
открыть ключом её металлическую дверь. Войти.


...ни тени туристов, тихо, прохладно, волшебно.
Подумать только! Я и не мечтала ни о чем подобном.


Хотя создание церкви датируют второй половиной XI века,
люди обнаружили "тайную комнату" совсем недавно, в 1957 году.
Поэтому и оригинальные росписи неплохо сохранились.


В каждой церкви фрески имеют свой стиль, цветовую гамму.
Здесь у святых зеленоватые лики и рыжие одежды. Удивительно...


Возвращать ключ мы отправились другой дорогой,
так по пути еще и лошадку встретили)

5 комментариев:

  1. Ну структура явно была подставкой под глаз Саурона или кого-то подобного. Потом добрые христиане выгнали злых язычников, но название осталось. Всё просто.
    Цвета фресок могли за тысячелетие+реставрацию поменяться. Иначе и впрямь странно. Рыжий-то, наверняка, охра, а вот почему зелёный?

    ОтветитьУдалить
  2. Мне сложно сказать, каких оттенков были фрески тысячу лет назад.

    ОтветитьУдалить
  3. Неужели не интересно? Впрочем, при той вашей загрузке, наверное, особо и некогда было задумываться?

    ОтветитьУдалить
  4. Не вижу смысла "задумываться". Можно напридумывать сколько угодно вариантов, но разве это научно? )))

    Интересно, но не на столько, чтобы становиться специалистом, делать химический анализ пигментов и реконструировать первоначальный цвет)))

    Инфы на эту тему я не нашла. Известно то, что уже упомянула в рассказе - люди церковь нашли случайно в 50х годах, поэтому росписи и сохранились, как считают, в первоначальном виде. По характеру живописи видно (даже на фото), что изображения наносились сразу на стены, без предварительной грунтовки. Поэтому даже название "фреска" не корректно. Фреска - живопись по сырой штукатурке, а здесь этой штукатурки нет))). Роспись легкая, прозрачная, слоев мало. Этим изображения отличаются от остальных, которые мне встречались в Каппадокии. И да, после находки "тайной церкви" реставраторы там потрудились. Да только их задача была не краски подновить, а очистить помещение от голубиного помёта.

    ОтветитьУдалить
  5. Первоначальный цвет фресок был почти такой же, только более яркий. В течение многих столетий цвет фресок блекнет

    ОтветитьУдалить